https://electroinfo.net

Главная История архитектуры Модерн Модерн. Латвия (Рига)
Модерн. Латвия (Рига)
Содержание документа:
Модерн. Латвия (Рига)
часть 2
часть 3
часть 4
Все страницы
Здание в стиле модерн
Содержание статьи:
- История Риги
- Модерн в историческом центре Риги
- Национальный романтизм
- Некоторые из домов в стиле модерн в Риге


См. также в разделе "Фотогалерея"  фотографии зданий Риги в силе модерн >>>



История Риги

Рига - столица Латвии. Годом основания Риги счи­тается 1201, когда епископ Альберт заложил свой каменный замок. Замок строился рядом с уже существовавшей немецкой факторией и поселениями ливов и латышей в месте слияния рек Даугавы и Риги. Там еще в древности была оборудована хорошая гавань. Город получил имя Рига, его окружили крепостной стеной. Появились пер­вые каменные строения в стиле романской архитектуры.

Строители города всегда следовали европейским веяниям. В Риге представлены строения в стиле романтики, готики, северного ренессанса и более поздних стилей. Однако особо почетное место занимает в Риге стиль, возникший на рубеже 19-20 вв. - модерн, или, как по мест­ной традиции, его называют югендстиль.

В силу своего географического положения Рига всегда была богата. Она играла важную роль в торговле между Западной Европой и Россией, а через нее - и странами Азии.

Рижане возводили стройные храмы и внушительные склады. Они украшали свои дома нарядными порталами и декоративными деталями.

Модерн (Югенстиль)

На рубеже 19-20 вв. в Европе наступил длительный период мира. Развивались технологии, открывались новые возможности в производстве и строительстве. Из колоний в метрополии поступали не только сырье и товары, но и новые впечатления и идеи. Взгляды стали свободнее. Возник интерес к истории, культуре экзотических стран. Это влияло на восприятие жизни, искусство и архитектуру.

Загадки Востока манили. Вошли в моду духовные искания, каббалистика, сфинксы, грифоны и другие мистические и мифические существа.

Желание приблизиться к истокам, к естеству, способствовало проникновению природных орнаментов, их плавных форм и линий в искусство, предметы быта и архитектуру. В моду вошла орнаментика, насыщенная символами раннего христианства, кельтов и ирландцев. Можно с уверенностью сказать, что модерн - это искусство символов.

Стремление к естественности изменило и принципы проектирования домов. В зданиях модерна главное - соответствие внутренних помещений удобству жильцов. Рижские архитекторы, хотя поначалу и осторожно, стали предлагать горожанам строить здания нового стиля.

В Старой Риге дома мо­дерна под влиянием окру­жающей архитектуры сдер­жанны и корректны и часто имеют черты унаследован­ного эклектизма. Они не вносят диссонанса в образ Старой Риги. В целом же торжествует желание рижан украшать дома.

Только Старой Риге при­сущи необычные украшения гребней и карнизов крыш в виде забавных животных - собак, кошек, лягушек, лисиц. Но немало и серьезных героев: труженики - атланты, держащие на плечах земной шар, бо­гиня справедливости Фемида и рыцари короля Артура на гребне Дома Черноголовых.

 
Модерн в историческом центре Риги

Фрагмент портала в стиле модернПосле сноса крепостных валов в 1858-65 гг. вокруг Старого Города образовали Бульварное кольцо. Предполагалось застроить его репрезентабельными зданиями. Со временем образовался красивейший в Риге ансамбль застройки. Он органически продолжается в новом для того времени городе, сегодня - историческом центре Риги.

Рижские архитекторы, получившие хорошее классическое образование, охотно использовали в скульптурном убранстве античные образы. Когда модерн завоевал сердца архитекторов, герои греко-римских мифов перекочевали и на фасады домов. Со временем они в духе модерна становились стилизованно декоративнее.

Новый стиль не обескуражил рижан, они отдались его своеобразному очарованию. Дом за домом возводился в этом стиле, и в несколько 1903, арх. Р. Цирквитцдесятилетий новая Рига, Рига югендстиля, была построена. Хотя архитектура и убранство каждого дома определялись вкусом владельца, в целом нарядные, богатые символическими образами и орнаментами фасады создают приятную, жизнерадостную, добрую атмосферу.

Различия в ментальности населяющих Ригу национальностей способствовали стилистическому многообразию модерна. Декоративно сдержанный стиль чередовался с эмоционально насыщенным, утяжеленный северный стиль с этнографическим уклоном перерастал в масштабность вертикального модерна, в зданиях которого уже заметны черты будущего.

В 1997 году исторический центр Риги был включен в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО; было признано, что в Риге - самое ценное сосредоточение зданий модерна.


Улица Алберта

Улица Алберта - жемчужина стиля модерн; почти все дома на ней принадлежат к нему.

Жилой дом на ул. Альберта, арх. ЭйзенштейнНеповторимое очарование улицы создают дома, спроектированные Михаилом Эйзенштейном, отцом всемирно известного кинорежиссера Сергея Эйзенштейна (№ 2, 2а, 4, 6, 8, 13). Выстроенные в ряд, броские по архитектоническому рисунку фасадов, с изобилующим символикой убранством, они манят полетом фантазии модерн

Общее впечатление дополняется сдержанной манерой застройки другой стороны улицы.

Дом архитектора Константина Пекшенса (№ 12) и проект Эйжена Лаубе (№ 11) отражают направление национального романтизма в архитектуре модерна.

На этой улице мы словно на выставке искусства модерна под открытым небом - здесь рижский югендстиль представлен во всем блеске.

Эмоционально перенасыщенный декоративный стиль Михаила Эйзенштейна знаменует и закат этого направления модерна в архитектуре Риги.

Начиная с 1905 года развитие модерна определяется новой творческой мыслью, однако резко разграничить направления модерна в Риге трудно. Здесь эклектически декоративное перемежается с выражено вертикальными формами и линиями. Те же идеи видны и в зданиях национального романтизма. Это логично, ведь очень часто архитекторы проходили через все эти фазы развития югендстиля


Национальный романтизм

Дом на ул. Сколах, арх. Э.БушВ начале 20 века в Латвии происходили большие социальные перемены. В 1905 году Россия была охвачена революцией. Протесты и вооруженные восстания охватили всю Латвию и Ригу. Хотя революция была подавлена, она пробудила национальное самосознание.

Новым направлением модерна стал национальный романтизм. Его вдохновляла  прогрессивная для того времени финская архитектура. Лавные выразительные средства – утяжеленные в духе севера формы, грубая обработка камня, народные орнаменты.

Первопроходцами нового стиля стали латышские архитекторы – К. Пекшенс, Э. Лаубе, А. Ванагс, Э. Поле, Я. Алкснис и другие.


Цель национального романтизма – создавать современную национальную архитектуру, черпая вдохновение в традициях народного зодчества.

Уже к 1912 году короткий, но блестящий период архитектуры модерна в Риге завершился. По инерции еще появляются дома в рамках модерна, Дом на ул. Альберта, арх. Э.Лаубеоднако все заметнее дают себя знать поиски нового стиля.

Первая мировая война в 1914 году прерывает строительство в Риге. С возобновлением строительства в 20-30 гг. в зданиях art deco, функционализма и, позднее, постмодернизма все еще встречаются удачно найденные архитекторами модерна пространственные решения фасадов.

Вместе с уходом модерна прекратилось украшение фасадов рижских домов произведениями декоративной скульптуры. Однако время от времени кто-то из архитекторов да вспомнит старый добрый модерн и поставит на фасаде или возле дома созданный ваятелем образ.





Некоторые из домов в стиле модерн в Риге



«Кошкин дом». Здание стиля модерн на улице Мейстару, 10 (1909, арх. Ф. Шеффель)

Грузный силуэт здания с выраженными чертами романтики удачно дополняют символы раннего христианства на портале. Виноградная лоза - символ единства христиан и образ крылатого небожителя над аркой входа создают монолитный стиль. Фигуры кошек на башенках овеяны легендами и придают дому характерное для зданий модерна настроение.

Здание на улице Театра, 9 (1903. Арх. Г. Шеель, Ф. Шеффель)
В украшениях фасада, задуманного в барочных формах, видны элементы модерна - цветная мозаика и необычное решение окна. Три классических атланта держат земной шар, выполненный в технике витража.

Торгово-жилой дом на улице Колею, 23 (1903. Арх.П. Мандельштам)
Торгово-жилой дом на улице Шкюню, 10/12 (1902. Арх.Г. Шеель, Ф. Шеффель)

В украшениях обоих зданий использованы элементы модерна, что особенно выделяет эти дома. Декор  здания  на улиц Калею, 23, имеет гармоничные геометрические форм Их удачно дополняют стилизованный  орнамент листвы дерева на портале и мотив солнца. Дом на улице Шкюню 10/12, привлекает тонкой выразительной строительной пластикой и многообразие растительной орнаментики модерна. По преданию, фигура собаки на крыше связана кошкой дома на улиц Мейстару, 10. Кошка  и собака  -  выражение раздоров между обоими домовладельцами.

Здание в стиле модерн на улице Яуниела, 25/29 (1903, арх. В.Бокслафф)
В орнаментальном убранстве здания ощутим дух ранней готики

Дом на улице Смилшу, 2 (1902, арх. К.Пекшенс)
Одно из самых выразительных зданий модерна в Старой Риге. Среди многообразия украшений выделена группа, представляющая опору эркера. Излюбленные мотивы модерна - растущее дерево, юность и старость - выражают идею непрерывного обновления.

Характерное для раннего рижского модерна здание на улице Смилшу, 8 (1902, арх. Г. Шеель, Ф. Шеффель)
Здание щедро украшено стилизованным растительным орнаментом, мистически загадочными масками и символами. Ореол тайны уравновешивается романтическими образами девушек на фасаде со стороны улицы Смилшу.

Жилой дом на улице Альберта, 13 (1904, Арх. М. Эйзенштейн)
Образное впечатление от традиционно скомпонованного дома создается подбором тематики декора. Декор крыши - охраняемый крылатыми львами бог солнца Аполлон в венце лучей. Опорой овальных эркеров фасада служат трагические маски, подобие масок греческого театра. Над ними — богиня-охотница Артемида и бог пастухов Пан.
В то же время в декоре прослеживаются присущие модерну мотивы готики и восточной символики.

Дом на улице Элизабетес, 10б, арх. М. Эйзенштейн
Этот дом выражает темперамент архитектора и масштабный полет его фантации. Возможно это одно из самых выдающихся творений архитектора.

Дом на улице Алберта, 12 (1903. Арх. К. Пекшенс, Э. Лаубе)
Пространственная композиция и декор здания отражают поиски в направлении национального романтизма. В убранстве, подчиненном плоскости фасада, преобладают мотивы местной природы.

Дом архитектора В. Гофмана. 1907
Украшения в духе немецкого романтизма стилисти¬чески включают его в группу зданий национального ро¬мантизма.

Дом на улице Скол а с, 12а (1908. Арх. Э. Буш)
Грубая рустика цокольного этажа, высеченный в граните проезд под аркой и кованые ворота характерны для строений национального романтизма. Образы, завершающие опору ворот, навеяны сказками и легендами.

Дом Рижского латышского общество. Архитекторы Э. Поле, Э. Лоубе. 1909 г.
Возведенному в традициях модерна общественному зданию - Дому Рижского латышского общества торжественность придают классическое решение размещения окон на фасаде и колонны красного полированного гранита у входа. Фасад дома украшен фресками выдающегося латышского художника Яна Розенталя.

Торгово-жилой дом на улице Бривибас, 85
Построенный в 1912 г. дом архитектора Э. Лаубе -выдающийся образец вертикального модерна. Талантливый латышский архитектор Эйжен Лаубе - один из зачинателей рижского югендстиля в архитектуре и самый яркий его представитель. Вдохновение для своих замыслов Э. Лаубе черпал в многообразии форм мировой архитектуры.

СМ. также в разделе "Фотогалерея" фотографии зданийв стиле модерн в Риге >>>

 

 

"));