https://electroinfo.net

Главная История архитектуры Готика Готика - общие сведения - Готика - продолжение статьи
Готика - общие сведения - Готика - продолжение статьи
Содержание документа:
Готика - общие сведения
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Чссть 5
Все страницы
 
В XII—XIII вв. во Франции и Италии вследствие подъема производства и торговли быстро росли города. Культура эпохи характеризовалась сложностью, противоречивостью и внутренней напряженностью, которые передает в своих художественных образах эмоциональная архитектура готики — одновременно рациональная и иррациональная, реалистическая и исполненная мистики, мятежная и служащая церкви.

Почти в каждом крупном городе Западной Европы в XII—XV вв. строится собор, который был гордостью горожан, символом их стремления к политической независимости. Он выделялся в городе своим исключительным, неповторимым видом и своей величиной. Готические соборы были задуманы столь грандиозными, что среди них нет почти ни одного, который был бы завершен в свою эпоху. Строительство необыкновенно трудоемкого сооружения, каким являлся такой собор, продолжалось в течение всего периода процветания готики—150—200 лет, потом периодически возобновлялось и снова прекращалось. Башни на фасадах готических соборов оставались без остроконечных шатровых крыш. Лишь в единичных случаях эти шатры были сооружены в XV—XVI вв., спустя триста — четыреста лет после начала строительства здания, а иногда по сохранившимся средневековым чертежам—только в XIX в. (например, собор в Кёльне).

Первая значительная постройка готического стилясобор Парижской богоматери (Нотр-Дам), заложенный в 1163 г.. В его формах еще видны реминисценции романского стиля; здание строгое, уравновешенное, с четкими членениями.

Другие знаменитые готические соборы Франциив Реймсе (начат в 1210 г.) и Амьене (начат в 1220 г.)—отличаются более богатой и измельченной пластикой. Они представляют собой как бы огромные каменные скульптуры. Таковы же соборы в Страсбурге (Эльзас) и Кёльне (Западная Германия), начало строительства которых относится к концу XII—XIII вв.

Период расцвета готики во Франции и Германии — XII—XIII вв. В XIV в. в связи с тяжелой Столетней войной строительство соборов было прервано, а в XV в. внешние формы готических построек становятся более дробными, измельченными, характеризуются чрезмерностью декора, усложнением рисунка деталей, стремлением к все большей эффектности (эта поздняя разновидность стиля получила название «пламенеющей готики»).

Кроме собора, в каждом средневековом городе была ратуша — здание городского управления. Ратуши в разных городах и тем более в разных странах весьма различны по облику. Этот архитектурный тип не приобрел характерных композиционных особенностей. Но здание ратуши выделялось в городской застройке. Если жилые дома стояли вплотную друг к другу и были обращены, как правило, торцом к улице, то ратуша обычно выходила на городскую площадь продольным фасадом. Во втором ее этаже находился зал заседаний, который был обозначен на фасаде большими окнами. Стена верхних этажей здания зачастую опиралась на ряд колонн первого этажа, благодаря чему увеличивалось пространство тесной городской площади. Этот навес служил также укрытием от солнца и непогоды для людей, собиравшихся у ратуши. Фасад оформлялся декоративными деталями соответственно архитектурным вкусам страны и эпохи; во Франции, Англии, Германии, Бельгии XIII—XV вв. это было подражание формам готического собора. В ряде случаев значение ратуши подчеркивалось сооружением башни. Ратуша, как и собор, являлась своего рода символом городского самоуправ¬ления, стремления торгово-ремесленного населения к независимости.