https://electroinfo.net

Главная История архитектуры Барокко Барокко - общие сведения - Барокко - продолжение статьи
Барокко - общие сведения - Барокко - продолжение статьи
Содержание документа:
Барокко - общие сведения
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Все страницы
 
Барокко начало с выражения протеста подавленной силы, но вскоре пришло к совсем иным мотивам. Пластическое богатство форм барокко оказалось по вкусу знатным заказчикам. В истории искусства нередки случаи, когда формы, в которые первоначально вкладывались определенные идеи, затем использовались в качестве чисто композиционных приемов или выражали иное содержание.

Архитектурный стиль барокко связан с обстановкой феодально-католической реакции в Италии и других странах Центральной Европы, подавившей первые проявления свободомыслия и попытки буржуазии добиться самоуправления. Противоречивость этого стиля в том, что в нем нашли отражение и самодовольное торжество победившей реакции, и скованный протест подавленной свободы, и брожение в умах, сменившее призрачное равновесие духовной жизни эпохи Возрождения.

Наиболее видными мастерами барокко XVII в. были Л. Бернини (1598—1680) и Ф. Борромини (1599—1667). Их произведения различны по духу. Сооружения Бернини, как и его скульптуры, несколько театрально выражают торжественность и величие. Борромини — духовный наследник Микеланджело; его произведения характеризуются напряженностью, экспрессией, контрастами, подчеркнутой динамикой масс и пространств. Средства же и приемы, которыми пользовались оба этих мастера, как и все архитекторы той эпохи, имели общие характерные черты: вместо спокойного равновесия соразмерных масс и гармоничных композиций ренессанса — нарочитая усложненность, изгибы и изломы форм, насыщенная пластика, придающая архитектуре внешнюю эффектность, пышность. Скульптура барокко отличается патетикой жестов, экспрессией ракурсов, сочной пластикой; живопись — красочностью, декоративностью, эффектами светотени. Вся эстетика барокко основана на преувеличенном пафосе, стремлении поразить воображение.

Для барокко характерна сложность не только архитектурной пластики, но и пространственных построений. Если в ренессансе планы помещений имеют четкую геометрическую форму — круг, квадрат, в крайнем случае прямоугольник, то излюбленная фигура барокко — овал, дающий некоторую неопределенность общей форме пространственного объема. Но это еще сравнительно простая и четкая форма; часто конфигурация плана очерчена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями и вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчиненных объемов, смежные подразделения интерьера не воспринимаются раздельно, границы между ними неуловимы. В ренессансе пространство статично и ограниченно, в барокко — динамично и бесконечно, причем его сложность и динамика подчеркиваются эффектами светотени. В ренессансе свет равномерно рассеян, в барокко сгустки затененных участков контрастируют с залитыми ярким светом; излюбленный прием барокко — разрезающий воздушную среду интерьера сноп света, прорывающийся через полускрытый проем.

Стиль эпохи порождается не каким-либо отдельным, однозначным фактором. Односторонним и неполным было бы суждение о том, что, например, архитектура Древней Греции обусловлена жизнелюбием и демократичностью, архитектура Самарканда конца XV в. — помыслами Тамерлана о величии, архитектура ренессанса — гуманистическими умонастроениями. Стиль эпохи формируется под воздействием сложного, зачастую противоречивого взаимодействия различных условий, которые в общем составляют особенность ее культуры. Как уже отмечалось, в стиле барокко отразились различные общественные настроения; сказались в нем и особенности жизнерадостной, темпераментной народной культуры Италии. Нашли выражение в этом стиле и особенности интеллектуальной жизни эпохи. Это было время, когда в результате великих географических открытий и переворота в астрономии были резко раздвинуты пределы известного; представления о пространственной ограниченности мира сменились понятием о его бесконечности. Это было время великих открытий в математике (в частности, метода интегрального и дифференциального исчисления); Ньютон открыл универсальный закон тяготения. Атмосфера интеллектуальной жизни эпохи характеризовалась тем впечатлением, которое произвели на современников представления об универсальности (всеобщности) и интегральности (целостности, взаимосвязанности) мироздания. Новое мироощущение отразилось на архитектуре барокко, которая динамикой форм и как бы непрерывающихся пространств так отличается от статичности, четкости, подчеркивания раздельности и ограничения пространства в архитектурной эстетике ренессанса.