https://electroinfo.net

Главная История архитектуры Барокко Барокко - общие сведения - Барокко - продолжение статьи
Барокко - общие сведения - Барокко - продолжение статьи
Содержание документа:
Барокко - общие сведения
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Все страницы
 
И все же главное, что вызвало расцвет архитектуры барокко, — это стремление феодальной знати и католической церкви к выражению своего престижа; стиль барокко — это в конечном счете апофеоз богатства. В эпоху средневековья достоинством считалась сила, в последующие времена — богатство, оно вызывало чувство почтения, понималось как величие.

В архитектуре барокко возобладали неумеренная декоративность, тяжеловесная роскошь. Причудливые формы, обилие скульптуры, использование насыщенного цвета и позолоты должны были усиливать выразительность архитектуры, производить впечатление богатства и парадности.

Эти средства с той же целью использовала и католическая церковь. Устраивались пышные и торжественные службы, которые должны были при¬влекать народ к религии. Театральная торжественность храма выделяла его из окружающей среды, возвышала его над нею и придавала ему значительность. Богатым фасадам барочных храмов соответствовали еще более роскошные интерьеры.

В барокко, ставшем излюбленным и как бы каноническим стилем католических храмов не только в XVII в., но и в последующее время, средства архитектуры были направлены на то, чтобы ошеломить зрителя, произвести на него впечатление. Иррациональный мир барочных образов вызывал мистические ощущения, усиливал религиозное чувство, был созвучен смутным по¬рывам души, не удовлетворенной реальностью, и внушал помыслы о неведомом, потустороннем.

В эпоху барокко широко развернулось культовое строительство. В это время было завершено затянувшееся строительство главного католического храма — собора св. Петра в Риме. Здание представляло собой, как в свое время определил его еще Браманте, центрический объем, завершенный грандиозным куполом — диаметром 42 м. Собор был возведен в основном Микеланджело. Впоследствии (в 1614 г.) план собора был удлинен пристройкой и был сооружен новый фасад, выполненный в патетических барочных формах. В середине XVII в. Бернини выстроил величественную колоннаду, обрамляющую площадь перед собором.

В отличие от оформления церквей фасады барочных дворцов несколько более сдержанны. Торжественная импозантность их облика дости¬гается роскошным обрамлением окон и особенно входного портала, за которым раскрывается обширный вестибюль с величественной лестницей, ведущей во второй этаж, где находятся роскошные парадные залы.

В окрестностях Рима строились богатые виллы. Сады с водоемами и многочисленными фонтанами, искусственными гротами и широкими лестницами, скульптурами и декоративными вазами окружали эти загородные дворцы. Создание садово-парковых ансамблей — одно из существенных достижений барокко, включившего природу в сферу архитектуры. Однако природа здесь представлена не в своем естественном виде, а искусственно создана согласно вкусам эпохи. Это подстриженные кустарники, регулярные посадки деревьев, симметричные аллеи с расположенными на них скульптурами и декоративными вазами.
В эпоху барокко были разработаны приемы ансамблевого строительства.