Главная История архитектуры Классицизм Классицизм - общие сведения - Классизим - продолже
Классицизм - общие сведения - Классизим - продолже
Содержание документа:
Классицизм - общие сведения
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Все страницы
 
В классицизме, так же как в ренессансе и барокко, элементами, из которых составлялась архитектурная композиция, были классические архитектурные формы. Но их трактовка отличалась здесь большей регламентацией, подчеркнутой правильностью. Наиболее излюбленной в классицизме была ордерная композиция, потому что с помощью колоннад можно выразить идею величия и потому что в классическом архитектурном ордере все соотношения частей строго определены, система ордерных форм основана на стройной логике внутренних   связей (слово «ордер» в переводе на русский язык означает «порядок»).

Композиции  классицизма  обязательно  симметричны. Симметрия — наиболее элементарный и наглядный прием упорядочения композиции. (Человеческая фигура симметрична тоже, но выглядит она такой, только когда человек стоит по стойке «смирно».) Насильственный порядок — дух архитектуры классицизма. Смысл центрально-осевых композиций классицизма — апофеоз безоговорочной дисциплины.

Архитектура классицизма восприняла из архитектурной классики не только характерные для нее формы, детали, но и свойственные ей упорядоченность, логичность стилевой системы, соподчинение частей между собой и подчинение их единству целого.

Эти черты в архитектуре Древней Греции, давшей начало классической традиции, возникли и определились на основе композиционной особенности, мало присущей другим архитектурным стилям прошлого, — на тектонике, т. е. выражении во внешних формах статических действующих в конструкции. Теоретически как средство архитектурной выразительности может быть выявлена при любой конструктивной системе, но практически это сводится к элементарному выражению соотношения силы тяжести и опоры, которая ее воспринимает. Если такой опорой служит стойка, то создаются предпосылки для явной, очевидной демонстрации взаимодействия нагрузки и опоры как двух основных элементов ордерной конструкции.

Мировоззрение древних греков было основано на ясности, рационалистичности. Эта их психологическая особенность отразилась на архитектуре, которую они создавали. Именно в архитектуре Древней Греции возникли приемы отражения работы конструкции в художественной, «изобразительной» форме.

Так как выражение взаимодействия нагрузки и опоры предполагает связь, соотношение частей, возникло требование их соразмерности. Никакая архитектура древности и средневековья не пришла к логической соразмерности элементов композиции, хотя во многих случаях возникали канонические решения. Только в древнегреческой архитектуре была создана система, в которой выражены соотношения частей между собой и с целым, система с предусмотренным составом элементов и определенным соотношением их размеров. Система означает логику и порядок. В облике архитектурных форм, в приемах их компоновки, в планировках, в объемно-пространственных композициях классика выражает ясность, порядок, организованность, четкость, связанность, систему.

Это уникальное свойство классики, ее сила, но и ее ограниченность. Это сделало систему четкой, убедительной, но зато жесткой, замкнутой, на определенном этапе уже лишенной возможностей развития и поэтому не допускающей изменений. Само наличие системы накладывает ограничение: есть предел, дальше которого развитие невозможно. Не только потому, что система догматизирована, а потому, что любая система имеет предел развития. Исчерпав свои внутренние возможности, классика стала каноном. Дальнейшая деятельность зодчих была обречена на повторение известного, комбинирование одних и тех же мотивов. Классическая система совершенна; классическая архитектура бесконфликтна. Ей чужды экспрессия, динамика, противоречивость, многозначность — все, что выражает борьбу.