Главная История архитектуры Классицизм Классицизм - общие сведения - Классицизм - продолжение статьи
Классицизм - общие сведения - Классицизм - продолжение статьи
Содержание документа:
Классицизм - общие сведения
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Все страницы
 
В XVIII В. В европейских столицах сооружались величественные архитектурные ансамбли, парадные площади оформлялись импозантными фасадами с колоннадами. Но остальные кварталы города представляли собой сплошную массу невыразительной застройки.

В начале XVIII в., после смерти Людовика XIV, стилевая направленность французской архитектуры претерпела некоторые изменения, связанные с характером жизни элиты. Дворянство проводило время в развлечениях, жизнь, понятая как удовольствие, стала лейтмотивом искусства эпохи. Архитектурное оформление интерьеров дворцов в европейских столицах — в Париже, Вене, Берлине, Петербурге — выполнялось в стиле рококо. Это было временное отступление от, строгих принципов классицизма, обусловленное вкусами дворянской верхушки. Рококо характеризуется манерной роскошью оформления помещений и мебели, дробностью и вычурностью форм, криволинейностью и изломанностью линий, хрупкой декоративностью, обилием позолоты.

В середине XVIII в. классицизм во Франции снова восторжествовал в соответствии с переменой в общественных вкусах, для которых теперь стало характерно предпочтение  строгости и сдержанности.

Идеологической подоплекой эстетики того времени во Франции стала подспудная борьба набирающей силы буржуазии против паразитического дворянства, которая в конце века привела к революции, свергнувшей во Франции монархическо-дворянский режим.

Ученые и писатели — представители французского Просвещения — клеймили пороки дворянской верхушки общества и прославляли гражданские добродетели. Мыслители и деятели культуры периода, предшествовавшего Великой французской буржуазной революции, в поисках образцов для искусства своего времени обращались к прошлому, в данном случае к античной эпохе, поскольку считали, что она отличалась величием и особым духом гражданственности. Это способствовало популярности классицизма во всех видах искусства.

В XVIII в. классицизм пришел к каноническому набору форм и правил. На страже этих правил стояла парижская художественная академия, называвшаяся Школой изящных искусств. Поэтому закоснелый классицизм, формы которого превратились в штамп, стали называть академизмом.

В начале XIX в. во Франции Наполеона I классицизм перешел в свою завершающую фазу — ампир (т. е. «стиль империи»). Для него характерны лаконичность, внушительная монументальность, выразительно подчеркнутый контраст глади стены и приставленных к ней колонн, декор из отдельных рельефных деталей, контрастно выделяющихся на фоне нейтральной поверхности стены.

В конце первой трети XIX в. происходят существенные сдвиги в экономике и культуре стран Европы, вызванные промышленной революцией и быстрым развитием капитализма. В этот период наступает пора исканий, которые предшествуют зарождению современной архитектуры.

Источник: Гольдшейтн А.Ф. "Зодчество"